Интересные статьи
Назад к статьям

Педагогика балета статья для педагогов хореографического училища

Так же читайте статью:  МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА   
 

система классического танца    Цели и задачи педагогики балета не отличаются от задач в других дисциплинах. Педагогу необходимо затратить много сил, терпения и обладать достаточными знаниями и опытом для достижения результатов. Причём знаниями не только методики преподавания хореографических дисциплин, но и педагогики, как науки о воспитании детей.
    Это и является особенностью педагогической деятельности педагога хореографического училища, где учащиеся проходят все этапы возрастного развития от детского, подросткового до юношеского.

    Решение любых педагогических задач в хореографическом училище должно быть основано на индивидуальном подходе к каждому ученику. Вместе с тем, на практике иногда можно наблюдать некую усреднённость класса, где все приравнены на один манер и никто ничем не отличается. Это в дальнейшем ведёт к безликости будущих артистов, поэтому задача педагога классического танца - воспитать ученика как личность, развить в нём положительные индивидуальные качества и личные танцевальные способности.

    У каждого ученика свои физиологические особенности – кто-то выше ростом, кто то ниже, у одного ноги длиннее, у другого короче. Это же касается рук, прыжка, внутреннего темперамента и раскрепощённости, следовательно, у каждого ученика свои особенности в освоении движений классического танца. Для развития индивидуальных способностей на практике педагогу во время урока необходимо делать как можно больше конкретных замечаний, касающихся каждого ученика в отдельности. Чем они точнее, тем легче их понять и применить в исполнении.
 
   Задачи педагогики: каждый ученик имеет свои недостатки, поэтому перед началом занятия необходимо оговаривать с учащимися их индивидуальные задачи на данный урок. Каждая личность - индивидуальность. Это необходимо помнить при выборе подхода к ученику, так как если на одного можно повысить голос и это подстегнёт его к работе, то другого это может, наоборот, закрепостить, а в состоянии зажима восприятие нарушается и обучение теряет смысл. Таким образом, педагог должен полностью контролировать весь учебный процесс и уметь руководить вниманием и сознанием учащихся, направляя их в нужное русло.

    Педагогика хореографии и её система


   Только после того, когда элемент последовательно и систематично изучен в медленном темпе, под контролем сознания, можно начинать отрабатывать автоматизм его воспроизведения. При такой последовательности освоения движения появится ощущение легкости, удобства и ловкости при исполнении его в быстром темпе. Педагог классического танца должен уметь распределить нагрузку как отдельного урока, так и уроков в целом по полугодиям. Боясь не успеть показать материал, некоторые начинают торопиться, часто в ущерб качеству, которое затем трудно восполнить. Мало того, они очень быстро «выдают» ученикам практически всё, над чем должны трудиться год.
 
задачи педагогики балета   Педагог как бы показал, дети как бы выучили. Такой подход может стать началом педагогической драмы, потому что ученики при таком подходе педагога никогда не станут высокопрофессиональными артистами балета. В хореографическом училище дети за восьмилетнее обучение проходят все этапы мышечно-физического развития.
 
  Задачи педагогики: незнание педагогом возрастных особенностей формирования человека в анатомическом плане может привести к повышенному травматизму на уроках, не правильному формированию мышц у учащихся и даже к раннему развитию хронических заболеваний конечностей. С первого класса необходимо развивать у учеников психологическую и физическую устойчивость, целеустремлённость.
   
   Важную роль в учебном процессе занимает развитие координации движений, поэтому, составляя уроки, не следует забывать о смене ритмического рисунка внутри комбинации, правильной работе головы и взгляда, связующих элементах, единой работе рук и ног. Особенно это касается adagio в средних и старших классах, поскольку, начиная с четвёртого года обучения, adagio приобретает более трудный и силовой характер за счёт объёма и повышающейся сложности сочетания движений, поворотов и pirouettes. Учебные примеры отрабатываются не только en dehors, но и en dedans. При переводе ног en dedans руки тоже переводятся в обратном направлении.
   Исполнение учебных примеров в обратном порядке - очень хороший координационный тренаж. Координированность танцовщика, наряду с выносливостью, придаёт движению, так нужную ему, естественность и лёгкость. Координация напрямую связана с танцевальностью, под которой понимается свободное и музыкально-выразительное владение телом.

    Задачи педагогики балета 


    Музыкальная выразительность воспитывается во всех элементах классического танца, особенно в слитных, залигованых движениях, таких как port de bras, temps lie, pas de basque, adagio. В развитии танцевальности большую роль играет aplomb, работа над которым начинается с постановки корпуса.
    Большую роль в точности и художественности жеста играют руки. Они предают законченность положениям и позам. Академизм и чистота классического танца во многом зависит от правильной постановки рук. Работа над руками начинается в первом классе с группировки пальцев. Далее изучаются позиции рук и первая форма port de bras - переводы рук по каноническим позициям, которые постепенно усложняются более разнообразной их работой, наклонами, четвёртым арабеском, круговыми движениями корпуса, растяжкой. Основным тренажем в работе над руками являются формы port de bras, от простых - первой, второй, третьей, до сложных - четвёртой, пятой, шестой. Для развития координации, большей свободы и выразительности рук хорошо использовать исполнение форм port de bras в обратном направлении.

преподавание балета в профессиональных школах    Важной задачей для педагога классического танца является развитие музыкальности. Хореография балета напрямую зависит от музыкального материала. Посредством пластики движения и его эмоционального наполнения балет, так же как и отдельный танец, должен отражать драматургию, заложенную в музыке.
   Для того, чтобы артист балета справлялся с этой задачей, необходимо в хореографическом училище большое внимание уделять развитию музыкального слуха, для чего и введён в программу обучения такой предмет, как фортепиано, воспитывающий чувство музыкальной выразительности, умение слышать и понимать музыку.
   Для правильного развития этих качеств педагог должен совместно с концертмейстером подбирать музыкальный материал, чётко раскладывать и музыкально показывать учебные примеры, знать и чувствовать темпы, соответствующие году обучения. 

    В педагогике балета немаловажным фактором является стремление самого педагога к самообразованию, постоянной работе над самим собой. Только совершенствуя своё мастерство, куда входят каждодневные занятия в классе с учениками, чтение литературы по различным методикам, психологии, анатомии, по истории театра и балета, дополняя всё это посещением уроков своих коллег, можно убедиться в правильности подхода к решению тех или иных педагогических задач и воспитать ученика не только как профессионального балетного танцовщика, но и как высокообразованную личность. 

Хореограф высшей категории, Лауреат Гос. Премии Михаил Колтунов (педагогика балета)


21
Декабря
18:00

Участвуем в съемках молодёжной программы на канале Россия 1

23
Декабря
18:00

11 классов от наших педагогов. Новогодние интенсивы