Интересные статьи
Назад к статьям

Античный театр - деревенские песни, музыка барабанов

Античный театр

   Безумный, вакхический танец, завораживающая музыка авлосов и барабанов, деревенские песни, беседы и вино - всё это неотъемлемые составляющие праздников в честь бога Диониса. Именно из этих празднований взяли начало древнегреческие театральные представления, которые, трансформировавшись, стали одной из важнейших традиций европейского театрального искусства.
   Великие Дионисии продолжались сперва пять, а с 488 г. до н. э. - шесть дней. Затем статую переносили из храма в рощу, где до самого захода солнца пелись гимны и приносились жертвы. Когда темнело, торжественная процессия приносила статую в город и устанавливала там, где на следующий день должны были происходить танцы - на орхестре. Дифирамбы представляли собой песни и танцы, посвященные Дионису, а трагедии - представления с танцорами и музыкантами, рассказывающие о войнах, мифических героях, знаменитых семьях и их героических деяниях. Монологи и диалоги в трагедиях перемежались танцами и пением. Сценические представления организовывались на самом высоком уровне: ими распоряжался архонт-эпоним, один из главных сановников. Вначале в состязании принимали участие пять комедиографов (их количество впоследствии сократилось до трёх) и три трагика.
   После комедий на протяжении трёх дней ставились трагедии. В «Ономастиконе» Поллукс указывает целых 76 типов масок, причём большую часть из них составляют комедийные. В античности маски разделялись в зависимости от пола и профессии изображаемого персонажа; существовали и особые маски героев или божеств - например, маска ослеплённого Эдипа. Создавались и маски, олицетворявшие явления природы и персонифицировавшие различные понятия - город, войну, пьянство.

  Терракотовые статуэтки комических актёров пользовались в Древней Греции огромной популярностью. Они могли изображать сценку из какой-либо комедии, а иногда и продаваться целым комплектом из отдельных фигурок - так их владелец мог самостоятельно воспроизводить театральные сценки. Афинский одеон ритора и архонта Ирода Аттика, построен в честь его жены Регалии. Это каменное здание было укрыто кедровой крышей и вмещало 6 тысяч зрителей. Расцвету греческой драмы в V столетии до н. э. способствовали три самых знаменитых автора: Эсхил (525-456 до н. э.), Софокл (около 496-406 до н. э.) и Эврипид (около 485-406 до н. э.). Актёры в древнегреческом обществе пользовались большим уважением. Их освобождали от военной службы и от уплаты налогов. Будучи прекрасными ораторами, актёры часто включались в состав посольств в чужие государства. В эллинистический период театр стал популярным развлечением, а профессия актёра настолько распространённой, что сформировался даже своеобразный профсоюз (синодос), в который также вошли драматурги, музыканты, хористы, танцоры и суфлёры античного театра. Танцевальные коллективы набирали популярность в народе.

    Для создания произведения поэту требовалось вдохновение. Для написания трагедии он обращался к Мельпомене, которая вначале покровительствовала певцам, а позднее - и авторам трагедий. На картинах и в скульптурах богиню изображали с трагической маской в руке. Однако если поэт писал комедию, ему помогала Талия, муза комедии, атрибутом которой была комическая маска. Содержание представлений античного театра изобиловало мифологическими сюжетами. История Ифигении наполняла зрителей сочувствием и тревогой. Момент спасения героини богиней Артемидой был изображён на фреске, найденной в Помпее, в доме римского поэта. Клитемнестра уговорила Эгиста убить её мужа. Сама Клитемнестра убила Кассандру, любовницу мужа, которую тот привёз из Трои. Много в это время уделяется педагогике, особенно воспитанию детей и созданию балетной школы, в которой в будущем будет работать Мариус Петипа.


21
Декабря
18:00

Участвуем в съемках молодёжной программы на канале Россия 1

23
Декабря
18:00

11 классов от наших педагогов. Новогодние интенсивы