Михаил Фокин - балет становится современным
Михаил Фокин, родившийся в Санкт-Петербурге в 1880 году, в 18 лет поступил в Императорскую балетную школу. Он начал свою карьеру в качестве второго солиста Мариинского балета и вскоре стал там первым солистом. Уже в 1902 Фокин начал преподавать. Не меньше как легенды балета, такие как Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский были среди его учеников.
Очень рано Михаил Михайлович Фокин осознал, что классический балет с его строгой обязывающей традицией переживает период стагнации. Он опасался, что танец как форма искусства может совсем вымереть, если не возникнет ничего нового. Итак, Фокин со своим новым движением начал экспериментировать и разработал свои собственные каноны хореографии и сценического танца.
К сожалению, в России у Фокина не было много возможностей воплотить в жизнь свои идеи. Императорская балетная школа не хотела ничего об этом слушать, но он искал возможность организовать собственные отдельные постановки. В период с 1904 по 1909 года он накопил достаточно опыта собственных сценических выходов. Это было плодотворное время обучения, которое послужило хорошей подготовкой для Фокина как хореографа первой современной балетной компании – Дягилевских Балетов Russes в Париже.
Фокин у Дягилева
В 1909 году для Фокина начался совершенно новый и важный этап жизни. Фокин отправляется в Париж в качестве хореографа с Ballett Russes Дягилева.
Совместно с большими деятелями искусств как Леоном Бакст, Александром Беноу и Игорем Станиславским Фокин получил возможность показать свои работы заграницей. В последующие 3 года он работал ведущим хореографом и поставил многие свои работы на сцене. Он буквально превратил красивое балетное развлечение в драматический сценический танец.
Свой первый успех он завоевал в 1909 году на премьере абстрактного балета «Сильфиды», который сильно пошатнул привычные эталоны. Год спустя последовала «Шехеразада», история о восточном гареме с Нижинским в главной роле. В том же году он создает «Жар-птицу», основанную на русской народной сказке. Карсавина исполняла роль жар-птицы.
Петрушка – шедевр Фокина
В 1911 году Нижинский и Карсавина играют в «Видении розы» звучит оглушительный успех «Петрушки» - величайшего шедевра Фокина. В «Петрушке» оживают куклы кукольного театра на рынке. Главный герой Петрушка ищет общения и любви, но не находит взаимности и умирает. «Петрушка» стал вехой в истории балета.
В 1912 году он уходит с должности хореографа от Дягилева. В течение 4 лет он создал там 14 работ, большая часть из которых признанные шедевры. В последующие годы ему не удалось создать схожих по масштабу постановок. Несколько лет он работал в скандинавских странах, в основном в королевском театре в Стокгольме, В Швеции, и там он оказал большое влияние на балетное искусство.
Свою карьеру он закончил в Нью-Йорке. Там он основал свою собственную школу, где и преподавал до своей смерти в 1942 году. Читайте так же про советский балет.
Декабря
18:00
Участвуем в съемках молодёжной программы на канале Россия 1