Интересные статьи
Назад к статьям

Михаил Фокин - балет становится современным

     Михаил Фокин, родившийся в Санкт-Петербурге в 1880 году, в 18 лет поступил в Императорскую балетную школу. Он начал свою карьеру в качестве второго солиста Мариинского балета и вскоре стал там первым солистом. Уже в 1902 Фокин начал преподавать.  Не меньше как легенды балета, такие как Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский были среди его учеников.

   Очень рано Михаил Михайлович Фокин осознал, что классический балет с его строгой обязывающей традицией переживает период стагнации. Он опасался, что танец как форма искусства может совсем вымереть, если не возникнет ничего нового. Итак, Фокин со своим новым движением начал экспериментировать и разработал свои собственные каноны хореографии и сценического танца.

   К сожалению,  в России у Фокина не было много возможностей воплотить в жизнь свои идеи. Императорская балетная школа не хотела ничего об этом слушать, но он искал возможность организовать собственные отдельные постановки. В период с 1904 по 1909 года он накопил достаточно опыта собственных сценических выходов. Это было плодотворное время обучения, которое послужило хорошей подготовкой для Фокина как хореографа первой современной балетной компании – Дягилевских  Балетов Russes в Париже.

    Фокин у Дягилева


    В 1909 году для Фокина начался совершенно новый и важный этап жизни. Фокин отправляется в Париж в качестве хореографа с Ballett Russes Дягилева.

   Совместно с большими деятелями искусств как Леоном Бакст, Александром Беноу и Игорем Станиславским Фокин получил возможность показать свои работы заграницей. В последующие 3 года он работал ведущим хореографом и поставил многие свои работы на сцене. Он буквально превратил красивое балетное развлечение в драматический сценический танец.

   Свой первый успех он завоевал в 1909 году на премьере абстрактного балета «Сильфиды», который сильно пошатнул привычные эталоны. Год спустя последовала «Шехеразада», история о восточном гареме с Нижинским в главной роле. В том же году он создает «Жар-птицу», основанную на русской народной сказке. Карсавина исполняла роль жар-птицы.

    Петрушка – шедевр Фокина


   В 1911 году Нижинский и Карсавина играют в «Видении розы» звучит оглушительный успех «Петрушки» - величайшего шедевра Фокина. В «Петрушке» оживают куклы кукольного театра на рынке. Главный герой Петрушка ищет общения и любви, но не находит взаимности и умирает. «Петрушка» стал вехой в истории балета.

   В 1912 году он уходит с должности хореографа от Дягилева. В течение 4 лет он создал там 14 работ, большая часть из которых признанные шедевры. В последующие годы ему не удалось создать схожих по масштабу постановок. Несколько лет он работал в скандинавских странах, в основном в королевском театре в Стокгольме, В Швеции, и там он оказал большое влияние на балетное искусство.

  Свою карьеру он закончил в Нью-Йорке. Там он основал свою собственную школу, где и преподавал до своей смерти в 1942 году. Читайте так же про советский балет.


21
Декабря
18:00

Участвуем в съемках молодёжной программы на канале Россия 1

23
Декабря
18:00

11 классов от наших педагогов. Новогодние интенсивы