Интересные статьи
Назад к статьям

Русский футуризм в искусстве

  В начале прошлого века возник и получил наибольшее развитие футуризм (от лат. futuris - будущее), но уже не во Франции, а в Италии. 20 февраля 1909 г. итальянский поэт Томмазо Маринет-ти опубликовал в Париже первый манифест футуризма из девяти пунктов, а в 1912 г. художник Умберто Боччони в Милане - «Технический манифест футуристической скульптуры». Потом было ещё немало других манифестов, сутью которых был смертный приговор всей культуре и искусству прошлого.

  Отказ от художественного наследия сочетался в итальянском футуризме с культом насилия, эстетизацией «войны как гигиены мира», как «парада мышц, хип хопа и ловкости». В этих же манифестах отрицалась необходимость для художника таланта или какого-либо творческого вдохновения - они призывали вместо существующего искусства создавать принципиально новое, значительно более решительное и действенное, призванное отражать эпоху, характерной чертой которой, по их мнению, является движение и динамизм больших городов. Футуристы тоже хотели развивать динамику своего творчества.

   Традиционным вкусам и устоявшимся школам было противопоставлено эксцентричное, эпатирующее «искусство - неожиданность», а утончённому эстетизму - антиэстетичность. Русский футуризм как течение в искусстве открылся «Прологом эгофутуризма» (1911) Игоря Северянина и сборником «Пощёчина общественному вкусу» (1913) поэтов-«гилейцев», позднее названных кубофутуристами. Они создавали студии танцев в России.

О русском футуризме

    По существу, в России совпадений с итальянским футуризмом было немного (отвержение традиций культуры, антиэстетизм у «гилейцев», урбанистические мотивы у Маяковского, Шершеневича, «телеграфный синтаксис» у Бурлюка). И когда Маринетти в 1914 г. прибыл в Россию, то встретил обструкцию со стороны русских футуристов, которые в своём творчестве стремились подчеркнуть национальную специфику словесного искусства. Ставя себя в оппозицию к буржуазному образу жизни, нивелирующему личность, футуристы пытались защищать право человека на цельность и естественность, на индивидуальное творчество.

  По мнению Александра Блока, анархический бунт футуристов в эстетике был предопределён историческими условиями. Начало украинского футуризма обозначилось изданием в 1914 г. сборника стихов М. Семенко «Кверофутуризм» (от quero - искать), с манифестом об искусстве как «процессе искания и переживания без осуществления». Специфика украинского футуризма состояла в стремлении противопоставить традиции «сельской» поэзии урбанистическую культуру XX в. В 1914-19 гг. Семенко издал 11 футуристических сборников, где урбанизм и экзотика сочетались с «оптимизмом», а эпатажный эгоцентризм - с психологическим импрессионизмом; параллельно производились формалистические эксперименты, разложение слов на составные части («мозаика») и др.

история русского футуризма

   По инициативе Семенко в Украине возникли группы «Фламинго» (1919), «Аспанфут» (1922-24), «Коммункульт» (1924), «Нова генеращя» (1927-31) - в одноимённом журнале, кстати, активно участвовали европейские деятели искусства. К нему примыкали Г. Шкурупий, А. Слисаренко, В. Ярошенко, М. Лебединец, Ю. Шпол, Н. Бажан, Ю. Яновский и др.; очень были близки к ним и украинские конструктивисты (в частности, харьковская группа «Авангард»).

 Сегодня стать провокатором в искусстве и куда легче, чем в прошлом веке (достаточно сотворить нечто неординарное, и средства массовой информации тут же разнесут новость), и намного сложнее, если речь идёт о серьёзной творческой заявке: в этом случае уже нужна положительная реакция специалистов и, конечно же, признание читателей или зрителей. История карьеры Сары Кейн длилась всего 4 года, за которые она успела написать пять пьес, до основания потрясших основы не только британского, но и мирового театра. В постановках по пьесам Кейн зрителя потрясают многочисленные сцены насилия и жестокости, которые прежде никто не отваживался выносить на театральные подмостки - в сравнении с ними прямые телевизионные репортажи с мест даже самых изощрённых преступлений выглядят как невинные игрушки. С этого времени пошло мода на Charleston


21
Декабря
18:00

Участвуем в съемках молодёжной программы на канале Россия 1

23
Декабря
18:00

11 классов от наших педагогов. Новогодние интенсивы