Интересные статьи
Назад к статьям

Устойчивость - техника балета Михаил Колтунов

 устойчивость в балете - хореография и балет  Способность твёрдо и уверенно стоять, исполнять какие либо движения на одной, двух ногах или на полупальцах, исполнять позы  малые и большие, как на целой стопе, так и на полупальцах, переходы из позы в позу, а в старших классах – разнообразные вращения, сложные прыжки, вращения в прыжках и просто умение четко, свободно и красиво владеть своим телом, чувствуя ось, исполняя движения, называется устойчивостью. В младших классах училища закладывается основа или фундамент, на котором будет «строиться дом» - будущий профессионализм танцовщика.
 
  От качества фундамента зависит будет ли он прочный и долговечный. В этом «строительстве» главной фигурой является педагог, который  должен не спеша, методично «выкладывать кирпичи» один к другому так, чтобы не было никаких неровностей и шероховатостей, то есть упущенных и не проработанных моментов в учебном процессе. Особенно это касается младших классов, в которых осваивается постановка корпуса и изучаются основные движения классического танца, которые прорабатываются в чистом виде и медленном темпе, что даёт возможность телу как можно точнее усвоить упражнения и запомнить все ощущения, которые в дальнейшем должны будут войти в органику, то есть исполняться легко и естественно.

    Отсюда можно делать вывод, что для развития устойчивости и чистоты исполнения, к музыкальному темпу и раскладки учебных примеров необходимо относиться очень осторожно и это касается не только младших классов, а всех восьми лет обучения.
    Танцовщик, не владеющий достаточной устойчивостью, не может полноценно участвовать в творческом процессе  «Недостаточная, она может прервать, исказить образность и содержание сценического действия, внести в него элемент случайности, дилетантизма. Она должна стать настолько органичным, постоянным и пластичным элементом исполнительской техники, что может быть использована как средство выразительности». Тарасов, «Классический танец.

     В той или иной мере она отрабатывается на всех танцевальных дисциплинах. На уроках уроках классического танца она подвергается особо тщательной отработке, которая начинается с изучения позиций, где учащиеся впервые сталкиваются с понятием стоять на выворотных ногах, распределяя тяжесть тела равномерно и твёрдо по всей ступне. При этом стопы плотно прижаты к полу, свод стопы высокий и упругий, пальцы цепкие.
 

   Постановка корпуса

 
   Одновременно с этим начинается работа над правильной для классического танца постановкой корпуса. В начале лицом к станку по первой не выворотной позиции ног, далее боком , одной рукой за палку. Здесь педагогу необходимо следить за тем, чтобы локоть опорной руки был естественно опущен и делил расстояние от палки до тела и боковую часть грудной клетки пополам. А в запястье не было ни каких изломов.
   Сама же грудная клетка находится «над ногами» или «над бедрами». В противном случае упражнения будут вырабатывать у учащихся не правильные ощущения, которые будут препятствовать устойчивости. Исполняя движения на двух ногах, макушка головы, позвоночник и пятки составляют геометрическую вертикаль или «ось». Вес тела распределяется на всю стопу с упругим, высоким сводом. При исполнении элементов на одной ноге эта вертикаль смещается к середине свода стопы, а при подъёме на полу пальцы проходит через кость большого пальца. Вес тела распределяется на всю площадь крепких полу пальцев. Большую роль для выразительности классического танца имеет постановка и координированная работа рук и взгляда. Руки придают законченность положениям и позам, от них во многом зависит техника вращений, прыжков, поворотов, а так же академизм и чистота классического танца.

    Пор де бра (port de bras)     


    Работа над руками начинается с группировки пальцев, изучения позиций и форм port de bras. Чтобы наиболее прочно закрепить руку в плечевом суставе необходимо, плечи и лопатки держать расправленными и предельно опущенными. Позиции рук в классическом танце имеют два основных принципа построения – arrondie и alonjee. Аrrondie – округлённые. Аlonjee – удлинённые.
    У нас существуют 6 форм пор де бра. И в тех и в других позициях ощущения рук формируется от крепкой спины и до кончиков пальцев. Н исполнении движений и поз классического танца очень влияет правильное расположение рук, которое отрабатывается во всех формах port de bras. Сильно препятствует развитию неестественное «затягивание» рук назад, то есть их расположение в позициях не перед корпусом, а за ним. В большей степени это касается второй и третьей позиций и производных от них положений аlonjee. Классический танец включает в себя множества различных переходов с одной ноги на другую. Малейшая потеря устойчивости при этих переходах вносит в танец элемент неуверенности.

    По этой причине умение твердо и уверенно переносить центр тяжести с одной ноги на другую является важным фактором устойчивости. Первое знакомство учеников с переносом тяжести тела с двух ног на одну – battements tendus. Перед открыванием ноги центр тяжести переносится на опорную ногу и находится на ней до окончания движения. Во время исполнения этого элемента должно сохраняться ощущение подтянутости корпуса на бедрах. Так же для приобретения навыков устойчивости необходимо после исполнения комбинаций опускать руку, лежащую на палке в подготовительную позицию. Включать в урок учебные примеры с остановками или окончаниями в положениях или позах на полу пальцах, с последующим снятием руки со станка.
 

   Выворотность


Выворотность для танцев    Классический танец основан на выворотной работе ног. Выворотность является неотъемлемой частью устойчивости. Она делится на верхнюю и нижнюю. Под верхней подразумевается выворотность вертлужных впадин бедра. Под нижней – выворотность стоп и икр ног. В развитии устойчивости большое значение отводится выворотной работе колена и бедра. Если колени будут находиться в не выворотном положении, то нарушится выворотность бедер и стопы завалятся на большой палец. В таком положении удерживать устойчиво ось невозможно. Для развития выворотности колена и бедра нужно включать в уроки достаточное количество plie, battements fondus, ron de jambe en l air, battements developpe. Кроме того устойчивость зависит от мышечной силы ног, стоп и спины.

    Для развития мышечной силы и выносливости необходимо включать в урок классического танца достаточное количество движений соответствующих году обучения. Развивая устойчивость и уверенность исполнения, надо научить учеников твёрдо прорабатывать и фиксировать каждое движение, каждую позу в соответствии с его характером и музыкальной раскладкой. Нечеткая фиксация движений приводит к развитию у учащихся разболтанности в исполнении и не танцевальной не эмоциональности. Самым основным разделом урока классического танца, особенно для мужского, является allegro. Эта часть урока требует хорошо развитой силы ног, собранности и координированности в работе корпуса, рук, головы и взгляда. Все эти компоненты отрабатываются в экзерсисе у станка, затем на середине зала, особенно в adagio и завершают отработку в allegro.
     Чтобы добиться уверенности и устойчивости в прыжках необходимо с первого класса закладывать у учеников правильный навык биомеханики прыжка. Он заложен в упругом demi-plie, которое исполняется на выворотных ногах с сильным упором в пятки. Стопы и икроножные мышцы при этом собираются как сжатая пружина, готовая в нужную минуту разжаться и в активном releve на высокие полу пальцы.
 

   Правила прыжков


   Существует несколько правил исполнения прыжков – с углубленного первоначального demi-plie и с укороченного, равно как и в углублённое финальное demi-plie и в укороченное. Необходимо прорабатывать все эти варианты и варьировать их в комбинациях. Для достижения устойчивости нужно четко прорабатывать начальные и конечные точки прыжков. Например, прыжки с двух ног на две исполняются с точным распределением центра тяжести на двух ногах в начальной и заключительной фазе. Существует понятие элевация прыжка - это небольшое зависание артиста в воздухе. Она зависит от работы стоп и броска ноги при больших прижках. 

   Здесь важно, чтобы тело в воздух выталкивали обе ноги с одинаковой силой. В прыжках с двух на одну основная задача заключается в четком распределении оси равномерно на всю стопу по завершению прыжка. По такому же принципу исполняются прыжки с одной на две и с одной на одну ногу. Подготавливая учеников к профессии, которая сопровождается не только победами, но и неудачами, необходимо воспитать у них наряду с физической, психологическую устойчивость, которая позволит двигаться к своей цели не смотря ни на что. Читайте далее занятия балетом в Новосибирске.


21
Декабря
18:00

Участвуем в съемках молодёжной программы на канале Россия 1

23
Декабря
18:00

11 классов от наших педагогов. Новогодние интенсивы