Интересные статьи
Назад к статьям

Принципы построения уроков классического танца в хореографическом училище

   Некоторые принципы построения уроков классического танца в хореографическом училище.
   Из статей Михаила Колтунова

методика классического танца в хореографическом училище    Урок классического танца является основной частью системы образования учащихся хореографического училища, направленной на подготовку профессиональных артистов балета, поэтому от преподавателя этой дисциплины требуется наибольшая ответственность и основательное знание своего дела. Как и любой другой предмет, урок классического танца имеет свою методику освоения, опирающуюся на программу обучения.

  Педагог обязан хорошо знать программу в целом и конкретно обучаемого класса, всецело опираясь на неё в своей работе. Работая над программой следует проявлять терпение в изучении новых элементов; не стоит спешить и задаваться целью поскорее пройти материал, соответствующий году обучения; необходимо всегда учитывать возможности класса.
   Качественно не проработав простой элемент никогда не получишь должного результата в изучении более сложного движения, производного от этого элемента. Поэтому последовательность в составлении учебного плана является залогом успешного освоение новых программных элементов. Методикой проработки новых программных элементов является принцип лейтмотивного повторения. Здесь важную роль играет умение педагога грамотно составить учебный пример. В построении комбинаций урока, как и в системе классического танца, действует тот же закон восходящего развития – от простого к сложному. Начинать составление учебного примера необходимо с чистого вида движений и более медленного темпа музыкальной раскладки – от четвертных к восьмым. Новый программный элемент должен прозвучать в учебном примере не менее двух раз и перед его исполнением необходимо выдержать паузу, чтобы тело и сознание настроились на движение.
   
    Предположим, что программным элементом является flic-flac en tournants. Составляя комбинацию, например battements fondus, с использованием flic-flac en tournant следует учитывать, что между этими движениями необходимо выдержать паузу. При начальном изучении пауза равна одной четверти, а по мере освоения сокращается до одной восьмой и в конечном итоге полностью исчезает. Нельзя также перенасыщать комбинацию большим количеством элементов, пытаясь вместить в учебный пример все возможные программные движения. В прочтении программы нужно опираться прежде всего на логику, заранее зная, во что разовьётся в дальнейшем определенный элемент и какими будут этапы его развития. А.М. Руденко по этому поводу отмечал: «Хочется предостеречь педагогов, которые в погоне за выполнением программы насыщают свои комбинации таким количеством элементов, что ученикам не только трудно их выполнить, но даже запомнить; и все это исполняется в самых невероятных поворотах и темпах. Поэтому хотелось бы рекомендовать педагогам подойти к выполнению программы творчески, с учётом данных и одарённости учеников» Кроме того, необходимо правильно распределять нагрузку как отдельного урока, так и уроков в целом по полугодиям. Боясь не успеть показать материал, педагоги иногда торопятся, часто в ущерб качеству, которое затем трудно восполнить. Такой подход может стать началом педагогической драмы. Чтобы этого избежать необходимо последовательно составлять учебный план занятий.

Основа - от простого к сложному 


основа классического танца  По мнению Н.И. Тарасова: «В работе преподавателя хореографического училища большое значение имеет правильное планирование урока. Каждый урок классического танца опирается на закономерности его развития и строится по принципу от простого к сложному, от малого к большому и является как бы очередным, последовательно усложняющимся звеном в цепи всего курса обучения» Продумывая урок классического танца педагогу необходимо определить его цель. При составлении занятия нужно четко знать ответы на вопросы что, зачем и как, ведь каждый урок имеет свою определенную задачу: ввод в форму, отработку новых программных или повторение и закрепление пройденных элементов, исправление недостатков исполнения. Урок классического танца выстраивается по лейтмотивной системе, когда определённый отрабатываемый элемент проходит стержнем через весь урок, развиваясь от станка к прыжкам. Лейтмотив – систематизирующий фактор. В нём заложен принцип методического способа освоения, закрепления и усовершенствования технического исполнения движений классического танца. Лейтмотив определяет и организует цель данного урока. Как писал А. М. Мессерер: «Доминантой каждого урока служит определённое «лейтдвижение», определённая тема. Но композиций на эту тему - бесконечное множество! Это как в музыке.

Основы классического танца

 
  Существует семь нот, но они слагают гармонии симфоний, сонат, песен» При составлении урока наиболее целесообразно первоначально продумывать его основную часть – прыжки, а экзерсис у станка и на середине зала сочинять после, в зависимости от выбранных в allegro кульминационных элементов и их подходов. Такой способ составления урока ведёт к более чёткому применению лейтмотивного построения урока классического танца на практике. В младших классах он менее применителен, так как здесь основная задача - начальное освоение движений, тщательная проработка их у станка и на середине зала. Таким образом, урок проводится по принципу от простого к сложному, а составляться может от сложного к простому. К примеру, определили прыжковую кульминацию grand fouette saute en tournant, затем отталкиваясь от неё, выстраиваем станок, включая в него приёмы fouette носком в пол, с ногой поднятой на 45° и на 90°, grands fouette и grands fouette saute. Далее эти приёмы выносим на середину зала, где их исполнение усложняется отсутствием дополнительной точки опоры, позами и подходами (pas glissade, coupe - шага, pas chasse).

    Только после этого grands fouette saute en tournant становится полностью подготовленным к прыжкам. В данном случае этот элемент выстроен от простой формы носком в пол до сложной прыжковой, что и является примером лейтмотивного развития урока от простого к сложному. Кроме того, педагогу необходимо уделять внимание не только самому учебному примеру, но и его началу и окончанию. Перед тем как начать комбинацию необходимо встать в чёткую заданную позицию, сохраняя правильность постановки корпуса и ног на полу, подтянуться наверх при опущенных плечах и расправленных лопатках, внутренне настроится и в характере будущего движения исполнить preparation. Закончив учебный пример требуется выдержать небольшую паузу, на какое-то время зафиксировав финальную позу или позицию. Такой подход развивает не только дисциплинированность, но и аккуратность исполнения, внутреннюю организованность и собранность. Как писал Н.И. Тарасов: «Необходимо помимо правильной подготовки и выполнения самого упражнения выработать у учащихся умение столь же внимательно и аккуратно заканчивать каждое учебное задание, то есть вносить в исполнение элемент чёткой завершённости, что очень важно для выработки aplomb». Далее - Балет для взрослых.


21
Декабря
18:00

Участвуем в съемках молодёжной программы на канале Россия 1

23
Декабря
18:00

11 классов от наших педагогов. Новогодние интенсивы