Интересные статьи
Назад к статьям

Методика классического танца - развитие устойчивости

Методика классического танца Михаил Колтунов 

методика классического танца в хореографическом училище   Поговорим о развитии устойчивости.  Если у танцовщика она недостаточно развита, то настоящей актёрской выразительности в танце он не достигнет, и творческий процесс для него окажется недоступным. 

  В танце при любых движениях тела центр тяжести перемещается. Он может приближаться к площади опоры и удаляться от неё,  находиться над её центром или у края и, наконец, выходить за пределы площади опоры.

   В случае, когда вертикальная линия, опущенная из центра тяжести, попадает в центр площади опоры, равновесие легко сохраняется при любых позах и положениях тела.  По мере приближения вертикали к краю площади опоры равновесие становится всё более неустойчивым.  При выходе вертикали за пределы площади опоры вероятна патеря равновесия.

  В той или иной мере устойчивость отрабатывается на всех танцевальных дисциплинах. На уроках классического танца она подвергается особо тщательной отработке, которая начинается с изучения позиций ног, где учащиеся младших классов впервые сталкиваются с понятием «стоять на выворотных ногах», распределяя тяжесть тела равномерно и твёрдо по всей ступне. При этом стопы плотно прижаты к полу, свод стопы высокий и упругий, пальцы цепкие.

   Методика классического танца: ступни ног всегда плотно и равномерно примыкают к поверхности пола. Пальцы ног, как цепкие щупальцы, с силой удерживают равновесие, не допуская малейшего его нарушения; пятки плотно, с хорошим эластичным упором примыкают к полу. Следует избегать навала на большой палец, так как он сокращает площадь опоры и снижает устойчивость. 

   В развитии устойчивости большое значение отводится выворотной работе колена и бедра. Если колени будут находиться в не выворотном положении, то нарушится выворотность бёдер, и стопы завалятся на большой палец. В таком положении удерживать устойчиво ось невозможно. Для развития выворотности колена и бедра нужно включать в уроки достаточное количество plie, battements fondus, ron de jambe en l air, battements developpe.  Необходимо, чтобы колено во время plie находилось на одной вертикальной линии со ступней. Это даёт надежный, прямой упор по отношению к ступне. Если колени будут устремлены вперёд, то нарушится выворотность бёдер, ступни завалятся на большой палец и упор получится слабый, неустойчивый. Устойчивое положение тела не допускает подчёркивания тазобедренной части тела, которая должна быть всегда подтянута, чтобы не нарушать стройности всей фигуры танцовщика.

   Умение ученика удерживать корпус подтянуто также содействует развитию устойчивости. Как известно, всеми движениями корпуса управляет позвоночник. Этот физически сильный и упругий стержень, идущий от поясницы к голове, позволяет надёжно удерживать равновесие тела при выполнении любых положений и движений, принятых в классическом танце.

    Методика классического танца

методика классического танца Михаила Колтунова

   Работа над правильной постановкой корпуса начинается лицом к станку по первой не выворотной позиции ног, далее продолжается  боком, держась одной рукой за палку. При этом  педагогу необходимо следить за тем, чтобы локоть опорной руки был естественно опущен и делил расстояние от палки до тела и боковую часть грудной клетки пополам, а в запястье не было ни каких изломов. Сама же грудная клетка должна находиться «над ногами» или «над бедрами». В противном случае упражнения выработают  у учащихся не правильные ощущения, которые будут препятствовать формированию верных навыков.

   Исполняя движения на двух ногах, макушка головы, позвоночник и пятки составляют геометрическую вертикаль или «ось» тела. Вес тела при этом распределяется на всю стопу с упругим, высоким сводом. При исполнении элементов на одной ноге эта вертикаль смещается к середине свода стопы, а при подъёме на полу пальцы проходит через кость большого пальца. Вес тела при этом распределяется на всю площадь крепких полу пальцев.

   На устойчивое исполнение движений и поз классического танца значительно влияет правильное расположение рук, которое отрабатывается во всех формах port de bras. Сильно препятствует развитию устойчивости неестественное «затягивание» рук назад, то есть, их расположение в позициях не перед корпусом, а за ним. В большей степени это касается II и III позиций и производных от них положений аlonjee.

Устойчивое исполнение

   Первое знакомство учеников с переносом тяжести тела с двух ног на одну – battements tendus. Перед «открыванием ноги» центр тяжести переносится на опорную ногу и находится на ней до окончания движения. Во время исполнения этого элемента должно сохраняться ощущение подтянутости корпуса на бедрах.

   Так же для приобретения навыков устойчивости необходимо после исполнения комбинаций опускать руку, лежащую на палке в подготовительную позицию. Включать в урок учебные примеры с остановками или окончаниями в положениях или позах на полу пальцах, с последующим снятием руки со станка.

  Далее - музыкальное оформление.


21
Декабря
18:00

Участвуем в съемках молодёжной программы на канале Россия 1

23
Декабря
18:00

11 классов от наших педагогов. Новогодние интенсивы